Рецензиция на книгу Остервальдера и Блэнда «Тестирование бизнес-идей»

3 февраля 2025 г.

Так как я автор метода стратегического планирования, то мне периодически задают вопросы про литературу на эту тему. На тренинге по Карте гипотез один из участников спросил у меня читал ли я книгу Остервальдера про организацию проверки гипотез?

Книгу на тот момент я не читал, поэтому купил ее себе и прочитал. Хотя слово «прочитал» здесь не совсем подходит, в ней читать особо нечего. Но давайте обо все по порядку.

1. Пустота текста

Треть страниц из 352 выглядит вот так:

Либо вообще вот так:

Авторы это сделали для увеличения объема? Или это какой-то маркетинговый прием, чтобы увеличить значимость содержания? Выглядит дешевым приемом по нагнетанию веса книги.

2. Пустота мысли

В книге так много пустых высказываний, что становится страшно за читателя, и еще страшнее за автора. Невольно задумываешься, зачем и для кого нужно было писать такую дребедень. Например, оцените вот это:

Им [распределенным командам] мы настоятельно рекомендуем по возможности использовать видеочат. Важно находиться на связи с членами команды и видеть их невербальную реакцию. К счастью, сегодня имеется масса вариантов видео-чатов, из которых можно выбрать.
При изучении рабочих материалов или проведении ритуалов старайтесь использовать ПО, которое показывает внесенные исправления в режиме реального времени. Это поможет предотвратить путаницу и дублирование со стороны участников.

Мощно? Не знали, что при удаленной работе надо созваниваться с видео? А про онлайн-доски и онлайн-документы слышали? Если нет, то Остервальдер идет к вам, неся огонь просвещения.

Вот вам еще мысль из самых глубин консалтинговой мудрости:

Командам нужна среда, в которой обеспечивается должная лидерская поддержка. Стиль стимулирующего лидерства подходит идеально для этой цели, поскольку вам неизвестно решение [бизнес-проблемы заранее]. Выстраивайте лидерство на вопросах, а не ответах и помните: узкое горлышко всегда находится вверху бутылки.

Ощутили приток мудрости в ваш мозг?

Подобных примеров в книге очень много. Мысли поверхностные, вбрасываются кусочно, нет связности в содержании. Ощущение, что человека разбудили в 2 часа ночи, он что-то выкрикнул и это превратили в очередную главу. Из таких банальностей на 95% состоит эта «книга».

Прочтение похоже на диалог:

– Когда идет дождь, дороги что?

– Мокнут, мистер Остервальдер.

– Правильно, мокнут. Какие вы умнички!

3. Есть ли содержание?

300 с лишним страниц невозможно заполнить одной водой. Должно же быть в книге что-то содержательное? Да, оно есть, но довольно водянистое.

3.1. HADI-циклы, но без HADI-циклов

Авторы книги насколько обнаглели, что описали HADI-циклы, ни разу не сославшись на этот подход. Остервальдер и Блэнд взяли простой фреймворк, который все используют уже много лет, наложили на него кучу бюрократии в виде ритуалов, шаблонов, своих канвасов и других схем. Сделали сложным то, что обычно делается просто.

Я могу понять, когда берут известный подход, усовершенствуют его, показываете новые ходы, которые качественно меняют предыдущий метод. К сожалению, ничего этого нет в книге, зато есть усложненные и замедленные HADI-циклы без ссылки на HADI-циклы.

Если это считать содержательной частью книги, то лучше прочитайте про HADI-циклы в статье, не теряйте время на эту «книгу».

3.2. Список из 44 экспериментов

Вторая часть книги, которую можно хоть как-то считать содержательной – это список экспериментов. Эксперимент нужен для подтверждения или опровержения валидности бизнес-гипотезы.

Их авторы придумали 44 штуки и все они банальные до ужаса. Вот примеры:

  1. Интервью с потребителями
  2. Выявляющий опрос
  3. День из жизни (когда вы находитесь один день с пользователем)
  4. Онлайн-реклама
  5. Электронная рассылка
  6. Кампания в соцсетях
  7. Видеодемонстрация
  8. Бумажный прототип
  9. 3D-печать
  10. и так далее в том же духе.

Возможно, если вы никогда и ничего не слышали о бизнесе, то вас заинтересует этот список. Если вы хоть раз касались того, как устроен бизнес, то каждая страница книги будут навивать скуку, смешанную со злостью. Злость образуется от того, что вам приходится читать элементарные вещи так нудно и так за дорого.

Вот такое наполнение книги вас ждет. Если быть максимально мягким, то можно сказать, что содержание отсутствует.

4. Вывод

В книге минимум полезной информации. Это даже не книга, а скорее справочник для студентов.

Потраченного на нее времени многократно жаль. Кроме этого, жаль потраченных денег, которые я заплатил за 0 мыслей от авторов этой «книги».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Моя книга «Антихрупкость в IT»

Как достигать результатов в IT-проектах в условиях неопределённости. Подробнее...