Мы всё прекрасно знаем о себе и своей компании. Готовы писать о своих желаниях и к ним стремиться. Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы эффективно управлять и создавать стратегии для достижения целей. Нужно еще разбираться в том, чем живут люди, через которых вы двигаетесь к целям, например, ваши покупатели, сотрудники или подрядчики. Как писал Дейл Карнеги:
Я люблю клубнику со сливками, рыба любит червяка. Когда я иду на рыбалку, я беру не клубнику со сливками, а беру червяка.
Давайте посмотрим на Карту гипотез, которую создал один из участников моего тренинга:
Какую проблему вы на ней видите и как бы вы предложили её исправить? Я записал видео, где рассказал ответ на этот вопрос.
Но перед публикацией видео, я предложил подписчикам канала о Карте гипотез порассуждать на эту тему и написать свои варианты в комментариях. Перейдите по ссылке и для начала почитайте, какое решение предложили практики этого метода.
«Потому что» не о субъекте
У Карты гипотез есть база знаний, в которой указаны требования к каждой части гипотезы:
- Если – описывается без детализации задач, которые мы можем сделать
- то – изменение должно понятным образом менять поведение субъекта в сторону, которая необходима нам для достижения цели
- потому что – идея опирается на знание мотивации субъекта
В нашем примере нарушается требование к «потому что». Участник тренинга написал:
...потому что они начнут друг в друге видеть «человека» и доверие между ними возрастет
Теперь смотрим на мотивацию разработчиков, которая описана в разделе про боли субъекта. Разве им сейчас хочется, чтобы доверие между ними возросло? Нет, у них нет такой проблемы. Это проблема руководителя, но гипотезу мы пишем не про него.
На стратсессиях и тренингах для проверки связок между гипотезами и субъектами я обращаю внимание на то, как соотносятся между собой боли и желания субъекта с тем, что мы написали в «потому что» в гипотезе. В данном случае есть явный разрыв:
А в чем проблема этого нарушения? Проблема в том, что по методу Карта гипотез мы должны прийти к поставленной цели через изменение поведения субъекта. Чтобы поменять его поведение, мы должны знать его мотивацию и на основании этих знаний составлять гипотезы.
Если в гипотезе мы будем писать про себя любимых, то субъект не получит «толчок» к изменениям, потому что наше воздействие не падает в его боли и желания. Если же в гипотезе мы опишем как воздействуем на боли и желания субъекта, то тогда есть шанс, что он поменяет поведение в нужную нам сторону.
Исправленный вариант
Судя по тому, что было изначально написано в гипотезе, сейчас на встречах общение формальное, камеры выключены, проблемы открыто не обсуждаются. Как раз здесь кроется барьер, который надо преодолеть.
Из-за низкого качества коммуникации будет страдать качество проекта в целом. Дело в том, что в IT мы работаем не с материальными объектами, а с абстрактными, и, как следствие, от качества общения в команде зависит насколько синхронны модели в головах разработчиков. В итоге, чем лучше выстроена коммуникация, тем эффективней команда работает над созданием IT-продукта.
Если «эффективный» менеджер:
- Продавил свои сроки
- Не услышал риски, которые озвучила команда
- Отчитался наверх об этих нереалистичных сроках, чем создал завышенные ожидания
- Как следствие, сроки и объем работ оказался не выполнен
То в итоге в провале окажутся виноваты разработчики, с чьего пассивного согласия всё случилось. Представьте себя на месте разработчиков, которые раз за разом получают нагоняи за плохую работу. Естественно, что с какого-то момента они решат закрыться в своем коконе, махнуть на всё рукой и перестанут вникать в детали управления.
Эту ситуацию надо исправлять, например, вот такой гипотезой:
Теперь наша гипотеза явным образом связана с болями субъектов, а значит появляется шанс повлиять на субъект и прийти к том, что мы записали в целях.
Топология в помощь
Для проверки связки мотивации субъекта с гипотезой можно использовать топологию Мотивация субъекта на отдельном уровне. В этой топологии гипотезы нужно соединять не с субъектом, а с болями и желаниями субъекта:
Если мы вынесем боли разработчиков на отдельный уровень, то сразу увидим, что первоначальная гипотеза не присоединяется ни к одной из болей:
С помощью этого приема во время стратсессии вы можете сразу отследить разрывы связей.
Давайте проверим вторую гипотезу на наличие связи с болями субъекта:
Здесь есть связь гипотезы с болью субъекта, а значит у нас есть безразрывная логическая цепочка от задачи к цели.
Видеоурок
Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему. В видео подробно показана суть проблемы и решения:
Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:
- Книга о Карте гипотез
- Телеграм-канал
- Обучение и сертификация
- База знаний о методе
Комментариев нет:
Отправить комментарий