В закрытом чате менторов платформы GetMentor мы обсуждали, кто и какие инструменты использует для визуализации разговора с менти. Кто-то рассказал о том, что рисует произвольные схемы, кто-то делился тем, что рисует майндмапы. Оказалось, что у каждого ментора есть свой набор схем, которые помогают ему «обрисовывать» проблему.
Зачем рисовать во время работы с менти? Кто помнит уроки геометрии из школы, тот знает, что грамотно нарисованный по условиям задачи чертёж – это уже 50% решения. При работе ментора ситуация аналогичная. Общаясь с менти, ментору самому хочется увидеть ситуацию и синхронизировать свое видение с менти. Это как раз делается с помощью визуализаций.
И раз уж в чате зашел разговор о майндмапах во время сессии, то я решил рассказать о своем опыте. Я использую Карту гипотез, чтобы «размотать» цели и идеи, а потом прицепить к ним задачи. То есть во время разговора с человеком я строю карту, где видна его цель, идеи достижения этой цели и задачи, которые надо сделать, чтобы воплотить идеи в жизнь.
Изначально этот метод создавался для проведения стратсессий в компаниях и для планирования активностей по созданию сложных продуктов. Но оказалось, что Карта гипотез полезна и для менторской сессии. На менторских сессиях я обычно использую этот метод для двух целей:
- Чтобы убрать, а точнее развенчать, ослепляющую сверхценную идею, которая не дает человеку покоя и которая ведет его по ошибочному пути.
- Чтобы поменять направленность действий, когда менти зациклен на изменении себя и не понимает, что нужно повлиять ещё и на свое окружение.
1. Развенчать сверхценную идею
Люди приходят к ментору со своим багажом опыта и мыслей. Мысли, которые им многократно обдуманы и которые логически подсказывают конкретные решения. Случается, что эти решения выглядят так желанно, что человек перестает оценивать их критически.
Если я вижу, что менти ослеплен сверхценной идеей, то использую Карту гипотез, чтобы упорядочить то, что человек намеревается сделать. Например, если девушка думает: «Вот выйду замуж, и тогда всё у меня будет отлично». Или, например, «Вот получу диплом и тогда заживу по-настоящему!»
Эти идеи, на которые человек возлагает столько надежд, желательно для него же самого разложить на элементы карты, чтобы стало понятно, как конкретно получение диплома или выход замуж приведёт его к желаемой цели.
Разговор с менти в начале сессии напоминает слова из песни, которую пели в сказке Летучий корабль:
Ах, если бы сбылась моя мечта!
Какая жизнь настала бы тогда!
Ах, если бы мечта сбылась,
Какая жизнь тогда бы началась!
Если я замечаю, что имею дело со сверхценной идеей, то сессия в этом случае проводится так:
- Я предлагаю менти записать его цель. Например, он говорит, что хочется окончить курсы на QA-инженера и переквалифицироваться из юриста в QA-инженера.
- Пытаемся выяснить, как поменяется жизнь человека, когда он эти курсы закончит. Например, он говорит, что главное изменение в том, что он получит диплом. На этом не останавливаемся и начинаем игру в почемучку.
- Через пару вопросов «Зачем?» и «Чтобы что?» узнаём, что менти ожидает, что его наймут на работу и будут хорошо платить. Это значит, что получение диплома – не цель, а средство достижения цели. В Карте гипотез меняем цель на найм и хорошую зарплату, а окончание курсов переезжает на уровень задач.
- Получаем разрыв между целью и задачами. Пытаемся соединить их через Субъекты и Гипотезы. Например, кто эти работодатели, которые наймут и заплатят? Почему они захотят нанять этого человека? Какие есть идеи по поводу трудоустройства?
Аналогичную цепочку можно сделать при работе с отличниками, которые верят в красный диплом.
Для начала нужно записать цепочку так, как видит ее менти. Середину со стратегией пока оставить пустой:
Потому пытаемся соединить цель и задачу через стратегию:
Подсвечиваем менти несостыковки и пытаемся подумать над реальной мотивацией субъекта:
После уточнения мотивации пишем гипотезу, которая должна помочь воздействовать на субъект. При этом изначальную задачу не удаляем, а подвешиваем ее в ожидании подходящей цепочки:
Таким образом, мы преобразуем мечту о получении диплома в конкретную стратегию достижения реальной цели, то есть удачное трудоустройство по новой специальности. Такой подход является отличным способом стряхнуть с менти тяжесть сверхидеи и вернуть ему возможность составить настоящий план работы вместо витания в облаках.
2. Изменение направленности действий
В методе «Карта гипотез» предусмотрено несколько валидаций. Одна из них требует, чтобы гипотеза была направлена на изменение поведения субъекта. Не вашего поведения и не тех, кто будет реализовывать задачи.
Для примера рассмотрим гипотезу из карты одной из моих менти. Девушка сформулировала следующую гипотезу:
Если мой мужчина будет открывать передо мной дверь,
то я буду чувствовать себя любимой,
потому что когда мужчина по-настоящему любит, он открывает двери перед своей девушкой.
В этой гипотезе всё верно по формату и по логике содержания, но направление воздействия выбрано ошибочно. На кого должно быть направлено влияние этой гипотезы? Девушка явно хочет повлиять не на себя, а на молодого человека, чтобы достигнуть своих целей. В этой гипотезе также перепутались субъект, цель и идея:
На сессии менторства мы распутали это в цепочку, которая отражает то, чего по-настоящему хочет девушка:
Теперь цель и субъект стоят на своих местах, а гипотеза направлена своим влиянием на молодого человека, который поменяет своё поведение и сделает девушку счастливой. Осталось записать задачи и можно идти пробовать, сработает это или нет.
Видео и презентация
С этой темой я выступал на встрече менторов GetMentor.dev в Москве. Ниже вы можете посмотреть видеозапись и презентацию:
Визуализация стратегии
Если вы, как и я, работаете с людьми, то рекомендую совместно рисовать схемы, описывающие предмет вашей работы. Так вы сможете эффективно синхронизировать понимание, у вас получится говорить об одном, понять друг друга и, таким образом, быстрее прийти к решению.
Ссылки:
- Сайт Карты гипотез
- База знаний о Карте гипотез
Комментариев нет:
Отправить комментарий