В закрытом чате менторов платформы GetMentor поступил вот такой запрос, скажем, от Пети:
Что думаете о шансах начать карьеру продакта в IT-компании без релевантного опыта, имея за плечами только что-то вроде курсов?
Текущий опыт — управленец, возраст — 38 лет. Опыт руководства — больше 10 лет.
Моё мнение — вариант проигрышный.
Я не представляю, что можно на развитие продукта поставить человека без опыта, хоть и после обучения.
Уточню, что этот запрос касается роли владельца продукта. Если вы раньше не сталкивались с такой профессией, то на этом видео можно посмотреть, в чём суть этой работы.
Судя по запросу, у Пети 10 лет управленческого опыта, что довольно много. За это время люди обычно глубоко погружаются в профессию. Поэтому возникает ощущение, что у Пети просто синдром самозванца. Может, и так, но, прежде чем делать выводы, стоит посмотреть на эту проблему его глазами.
Петя 10 лет руководил проектами не из IT, а теперь хочет попробовать себя в управлении IT-продуктами. Кроме этого, он использовал проектный подход, а не продуктовый. То есть у Пети есть резонные основания сомневаться, что в новой для себя сфере он будет таким же эффективным руководителем, как и в текущей. Другими словами, я бы сказал, что это синдром самозванца.
Для меня, как ментора, это типовой запрос на смену профессии. Вариация этого стремления — запрос на повышение, например из аналитика в IT-архитекторы.
1. Алгоритм работы с запросом на повышение
Эти и подобные запросы я разбираю с помощью подхода, который описан ниже. Он нацелен на то, чтобы найти у менти навыки, необходимые для перехода, объективно оценить его опыт и поддержать менти в том, чтобы он сделал первый шаг.
1. Примерь на себя шапку новой профессии
Для начала менти нужно понять, а чего ему сейчас не хватает, чтобы претендовать на новую должность? Самый действенный способ это сделать — пойти «в поле» и пощупать жизнь:
- Собрать вакансии компаний, которые готовы нанимать людей по специальности, которую вы ищете. Обратите внимание, что сейчас очень многие крупные компании создали собственные сайты для размещения актуальных вакансий. Сделано это для того, чтобы вакансиям можно было придать уникальность, настроить процесс отклика, как удобно работодателю, и не вставать в один ряд с множеством предложений конкурентов на популярных ресурсах типа hh.ru. Поэтому рекомендую искать вакансии в том числе прямо на сайтах ваших потенциальных работодателей.
- Выписать себе в табличку все требования из этих вакансий.
- Оценить себя по каждому навыку: поставить галочки там, где компетенция вами полностью взята, и крестики, где опыта или знаний недостаточно.
- Если галочек очень много, то это маркер того, что можно без откладывания в долгий ящик откликаться на вакансии и ходить по собеседованиям. Уже на этом этапе у вас есть очень высокий шанс, что вас будут готовы взять на работу. Если это произошло, то дело сделано!
- Если вы походили по собеседованиям, а вас не взяли на работу, то значит, знаний и навыков недостаточно. Дополните список компетенций, на которых вы завалили собеседования, в табличку из пункта 2, и идём дальше.
- Список компетенций с крестиками — это ваш детальный план развития. Его нужно приоритизировать и начать последовательно закрывать пробелы в навыках. По всем знаниям, что придумало человечество, вы сможете найти массу материалов: книги, курсы, видео, статьи и так далее. Работая по своему плану, вы со временем проставите себе все галочки. Когда это произойдёт, то идите на пункт 4.
Почти все шаги менти может сделать самостоятельно, а от ментора требуется только дать ему этот алгоритм. О пункте 3, в котором нужно оценить себя по каждому навыку, я напишу подробнее в следующей части.
Итак, суть плана из пяти шагов состоит в том, чтобы уменьшить неопределённость для менти. Почему Петя пришёл на сессию с ментором вместо того, чтобы просто пойти на собеседования? Скорее всего, у него есть страх, который не даёт ему сделать первый шаг. Страх происходит из-за неизвестности, которая ждёт впереди. Значит, чтобы уменьшить этот страх, нужно снизить неопределённость, то есть примерить на себя шапку новой профессии, узнать, есть ли пробелы в знаниях, и составить себе конкретный план по изучению важных для трудоустройства материалов.
Здесь принцип такой же, как и с другими страхами. Вспоминается история о том, как один друг рассказывал мне, как ему удалось перестать бояться тараканов. Он сделал следующее: поймал таракана, посадил его в прозрачный стакан, а потом очень долго и тщательно разглядывал это насекомое. Зачем он это делал? Чтобы показать самому себе, что тараканы — такие же обитатели Земли, как и многие другие живые существа. Он показал сам себе, что в них нет ничего страшного и что они не опасны.
С помощью этого подхода его главный страх — тараканы — полностью исчез. Для друга они встали в один ряд с обычными комарами, мухами и другими насекомыми, которых мы обычно просто игнорируем.
С примеркой на себя новой профессии такая же история: профессию нужно поймать (сбор вакансий), посадить в прозрачный стакан (узнать требования) и внимательно разглядеть со всех сторон (оценить свои силы, сходить на собеседования). Таким образом, неопределённость станет меньше, страх уйдёт, что позволит сделать нужные шаги на пути к своей мечте.
2. Объективный взгляд на предыдущий опыт и помощь ментора
Как обещал, возвращаюсь к пункту 3, туда, где менти нужно оценить свои текущие компетенции и сопоставить их с требованиями к вакансиям. Этот пункт, скорее всего, нужно будет делать с ментором, чтобы опытный человек мог объективно оценить навыки менти. То есть ментор с опытом в профессии проводит собеседование с менти и даёт обратную связь по уровню компетенций.
В случае с Петей есть одна важная особенность, которую тоже надо учитывать. Если ваша должность отличается по названию от той, куда вы хотите попасть, то это не повод начинать с чистого листа. Например, может оказаться, что Петя, который сейчас работает руководителем проекта, уже трудится владельцем продукта на своей текущей работе. При этом он не знает, как правильно называются его навыки с точки зрения профессии владельца продукта. По сути, владелец продукта — это недопредприниматель (своими ресурсами он не рискует) и при этом уже переисполнитель (он уже способен и хочет сам принимать решения). За 10 лет руководства проектами точно можно набрать навыки, которые нужны для работы владельцем продукта.
Поэтому я не рекомендую привязываться к названию вашей текущей должности. Смотрите по факту, что за навыки у вас есть и что требуется для трудоустройства на новую специальность. Ментор должен помочь подсветить вам ваш опыт, который релевантен в новой профессии.
3. Подтвердить менти, что он сможет
Одна из моих любимых цитат из романа «Бесы» Ф. М. Достоевского:
Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это всё, всё! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту.
Часто человеку не хватает кого-то, кто в него поверит и скажет: «Я верю, что ты сможешь». Кажется, так просто, но при этом это очень важно и это должен кто-то сделать.
Ментор как раз является таким человеком, который похлопает вас по плечу и скажет, что видит в вас потенциал и верит в то, что у вас всё получится.
Могу привести пример из своей практики работы ментором. В разное время ко мне приходили системные аналитики, которые мечтали стать IT-архитекторами. Для них IT-архитекторы были какими-то небожителями, и аналитики спрашивали меня, что ещё им нужно почитать, изучить и сделать, чтобы их взяли на этот архитектурный олимп. Во время беседы выяснялось, что они по факту уже делают работу IT-архитектора, просто не называют себя таковыми.
Я подтвердил их компетенции и сказал, что у них всё получится. Благодаря всего часовой беседе со мной они смогли перейти в IT-архитекторы. Это ли не чудо? Так просто и несколько человек исполнили свою мечту.
Я очень надеюсь, что мой подход поможет как менторам, так и менти. Он одновременно простой и эффективный, так что почему бы не взять его на вооружение?
Предыдущая статья на тему менторства: Карта гипотез для ментора
Комментариев нет:
Отправить комментарий