Принцип разделения интерфейса

20 ноября 2009 г.

Формулировка: клиенты не должны зависеть от методов, которые они не используют

Как и при использовании других принципов проектирования классов мы пытаемся избавиться от ненужных зависимостей в коде, сделать код легко читаемым и легко изменяемым.

Примеры

Лишняя абстракция в наследовании

Проблема

Речь идет о базовых классах, которые вынуждают своих наследников знать и делать слишком много. Печально известный пример – класс MembershipProvider. Для использования этого класса нужно реализовать 27 абстрактных методов и свойств.

Рассмотрим пример из жизни. Это, конечно, не скопированный код один в один, но очень приближено к тому, что было. Есть базовый класс для аудиторов EntityAuditor. Он унаследован от класса AuditorBase, который предоставляет ORM, и реализует метод AuditEntityFieldSet этого базового класса. Также EntityAuditor добавляет свой абстрактный метод CreateLogRow, который используется в методе AuditEntityFieldSet и должен быть переопределен в конкретных реализациях:

public abstract class EntityAuditor : AuditorBase
{
    public override void AuditEntityFieldSet(IEntityCore entity, int fieldIndex, object originalValue)
    {
        // ...
        
        CreateLogRow(...
        
        // ...
    }
 
    protected abstract LogRowEntity CreateLogRow(decimal? fieldId, string oldValue, string newValue, IEntityCore entity);
}

После этого начинаем реализовывать наследников. Например, создадим аудитор для класса Product:

public class ProductAuditor : EntityAuditor
{
    protected override LogRowEntity CreateLogRow(decimal? fieldId, string oldValue, string newValue, IEntityCore entity)
    {
        // ...
    }
}

Сейчас добавлению наследников ничего не мешает. Теперь представим, что в методе AuditEntityFieldSet понадобилась дополнительная логика, при которой нужно вызвать метод UpdateDuplicates. Этот метод также является абстрактным и требует реализации в наследниках:

public abstract class EntityAuditor : AuditorBase
{
    public override void AuditEntityFieldSet(IEntityCore entity, int fieldIndex, object originalValue)
    {
        // ...
        
        CreateLogRow(...
 
        UpdateDuplicates(...
        
        // ...
    }
 
    protected abstract LogRowEntity CreateLogRow(decimal? fieldId, string oldValue, string newValue, IEntityCore entity);
 
    protected abstract void UpdateDuplicates(IEntityCore entity, decimal fieldId, object current);
}
 
 
public class ProductAuditor : EntityAuditor
{
    protected override LogRowEntity CreateLogRow(decimal? fieldId, string oldValue, string newValue, IEntityCore entity)
    {
        // ...
    }
 
    protected override void UpdateDuplicates(IEntityCore entity, decimal fieldId, object current)
    {
        // реализация
    }
}
 
public class AccountAuditor : EntityAuditor
{
    protected override LogRowEntity CreateLogRow(decimal? fieldId, string oldValue, string newValue, IEntityCore entity)
    {
        // ...
    }
 
    protected override void UpdateDuplicates(IEntityCore entity, decimal fieldId, object current)
    {
        // здесь ничего нет!
    }
}

EntityAuditor требует реализации метода UpdateDuplicates даже в тех наследниках, где он не нужен, как, например, в AccountAuditor. Проблема в том, что частный случай (UpdateDuplicates), который используется только в половине наследников, мы сделали общим, т.е. обязательным для всех наследников нашего EntityAuditor. Получается, что чем больше наследников будет у EntityAuditor, тем больше бесполезного кода мы будем писать, тем больше наследники будут знать лишнего о своем базовом классе. Это может сильно помешать нам в дальнейшем при рефакторинге или изменении логики в EntityAuditor.

Решение

В данном случае решение очень простое. Если наследникам класса EntityAuditor не нужна функция UpdateDuplicates, то и реализовывать ее они не должны. В С# это делается простой заменой ключевого слова abstract на virtual:

public abstract class EntityAuditor : AuditorBase
{
    public override void AuditEntityFieldSet(IEntityCore entity, int fieldIndex, object originalValue)
    {
        // ...
        
        CreateLogRow(...
 
        UpdateDuplicates(...
        
        // ...
    }
 
    protected abstract LogRowEntity CreateLogRow(decimal? fieldId, string oldValue, string newValue, IEntityCore entity);
 
    protected virtual void UpdateDuplicates(IEntityCore entity, decimal fieldId, object current)
    {
    }
}

Теперь наследники отчищены от ненужной связности:

public class ProductAuditor : EntityAuditor
{
    protected override LogRowEntity CreateLogRow(decimal? fieldId, string oldValue, string newValue, IEntityCore entity)
    {
        // ...
    }
 
    protected override void UpdateDuplicates(IEntityCore entity, decimal fieldId, object current)
    {
        // реализация
    }
}
 
public class AccountAuditor : EntityAuditor
{
    protected override LogRowEntity CreateLogRow(decimal? fieldId, string oldValue, string newValue, IEntityCore entity)
    {
        // ...
    }
}

В других случаях могут быть другие решения этой проблемы. Если у вас есть примеры из практики, давайте разбирать их в комментариях.

«Жирный» интерфейс

Проблема

У нас есть интерфейс ISpecification. С помощью него мы можем узнать подходит ли продукт заявке – метод IsSuitable и является ли поле продукта измененным – метод IsFieldChanged:

public interface ISpecification
{
    bool IsSuitable(Product realty, Offer offer);
    
    bool IsFieldChanged(Product oldValue, Product newValue);
}

Чем является наш модуль для сторонних клиентов? Он является набором интерфейсов, с помощью которых модуль может быть использован. В данном случае проблема заключается в том, что клиентом первой функции является консольное приложение, а второй – класс хранилища:

public interface ISpecification
{
    bool IsSuitable(Product realty, Offer offer);
 
    bool IsFieldChanged(Product oldValue, Product newValue);
}
 
/// 
/// Хранилище для продуктов
/// 
public class ProductRepository : IRepository
{
    public void Save(Product product)
    {
        // ...
 
        specification.IsFieldChanged(...
 
        // ...
    }
}
 
/// 
/// Программа расчета подходящих продуктов
/// 
public class Program
{
    public static void Main(string[] args)
    {
        // ...
 
        specification.IsSuitable(...
    }
}

Допустим, что мы уже написали несколько конкретных спецификаций:

class PriceSpecification : ISpecification
{
    public bool IsSuitable(Product realty, Offer offer)
    {
        // ...
    }
 
    public bool IsFieldChanged(Product oldValue, Product newValue)
    {
        // ...
    }
}
 
...

Уже видно, что полученный результат нас не устраивает. При рефакторинге или изменинии логики в консольном приложении и методе IsSuitable, нам придется затронуть все классы, которые реализовали интерфейс ISpecification. Например, представьте, что будет если в метод IsSuitable мы захотим добавить еще один параметр? А если конкретных спецификаций накопилось уже с десяток? Основная мысль в том, что теперь различные части системы зависят друг от друга, хоть и косвенно. Консольное приложение зависит от логики хранилища и наоборот.

Решение

Главное правило в данном случае звучит так: если клиенты интерфейса разделены, то и интерфейс должен быть разделен соответствующим образом.

После разделения получаем:
public interface ISpecification
{
    bool IsSuitable(Product realty, Offer offer);
}
 
public interface IChangeFieldDetector
{
    bool IsFieldChanged(Product oldValue, Product newValue);
}

Теперь консольное приложение работает интерфейсом ISpecification, а хранилище работает с интерфейсом IChangeFieldDetector. Проблема с зависимостью решена.

Кроме этого, мы решили еще и проблему с наследниками первой реализации ISpecification. Теперь класс может реализовывать только один интерфейс, за счет чего его на много проще поддерживать:

class PriceSpecification : ISpecification
{
    public bool IsSuitable(Product realty, Offer offer)
    {
        // ...
    }
}
 
class PriceChangeFieldDetector : IChangeFieldDetector
{
    public bool IsFieldChanged(Product oldValue, Product newValue)
    {
        // ...
    }
}

Этот пост входит в серию Принципы проектирования классов (S.O.L.I.D.):


Ссылки

Роберт Мартин: The Interface Segregation Principle

DoodleProject: Interface Segregation Principle

LosTechies: The Interface Segregation Principle

17 комментариев:

  1. Меня смутило решение, предлагаемое тобой в главе "Лишняя абстракция в наследовании". Я вижу два недостатка у решения "заменить abstract на virtual":
    1. Что делать, если UpdateDuplicates был бы частью интерфейса, а не абстрактного класса?
    2. Наследники будут видеть метод, который им не нужен. Пусть это и не публичный интерфейс, но все равно нехорошо

    Мне кажется более правильным решением было бы отнаследовать от EntityAuditor класс UpdatableEntityAuditor (условное название) и от него наследовать те Auditor'ы, которые нуждаются в обновлении дубликатов (другие же пусть наследуются от EntityAuditor).

    Что скажешь?

    ОтветитьУдалить
  2. @Idsa
    > Что делать, если UpdateDuplicates был бы частью интерфейса, а не абстрактного класса?
    Он же таковым не является.

    > Наследники будут видеть метод, который им не нужен. Пусть это и не публичный интерфейс, но все равно нехорошо
    Они его не переопределяют, это не значит, что он им не нужен.

    > Мне кажется более правильным решением было бы отнаследовать от EntityAuditor...
    Да, как вариант. Опять же зависит от конкретного случая. В нашем случае это был бы лишний класс.

    ОтветитьУдалить
  3. >>Они его не переопределяют, это не значит, что он им не нужен.

    Тогда очень странно, что в первоначальном дизайне функция была абстрактной.

    Ну если они его не переопределяют, но он им нужен, то они получат ничего не делающий метод. Так нужен ли он им?

    >>Да, как вариант. Опять же зависит от конкретного случая. В нашем случае это был бы лишний класс.

    Согласен, но в рамках обучающего цикла статей мне видится более уместным пример, который встречается чаще на практике (чтобы читатель смог прочувствовать его на себе).

    Твой пример показывает очень нетипичную ситуацию, и решение в виде пустого виртуального метода попахивает. А что если бы у метода UpdateDuplicates было возвращаемое значение? Как минимум, в том методе нужно выкидывать исключение.

    ОтветитьУдалить
  4. @Idsa
    Идеальной системы не бывает, сначала она должна была быть абстрактной. В ходе появления других наследников стало видно, что это не так.

    > Так нужен ли он им?
    Зависит от того сколько будет других наследников, которым не нужен. Если много, то твой надо использовать твой подход.

    > А что если бы у метода UpdateDuplicates было возвращаемое значение?
    Всех вариантов просто невозможно перечислить. Для моей практики одни задачи и решения типичны, для твоей другие. Если хочешь напиши статью со своими вариантами и я добавлю на нее ссылку здесь.

    ОтветитьУдалить
  5. >>Если хочешь напиши статью со своими вариантами и я добавлю на нее ссылку здесь.

    Не будем множить сущности. Думаю, этих комментариев будет вполне достаточно.

    ОтветитьУдалить
  6. Попутно прочитал описание и примеры SOLID у Игоря Тамощука: http://igor.quatrocode.com/2008/09/solid-top-5.html (он в комментариях к одной из статей давал ссылку). И вот там принцип ISP демонстрируется способом, который я предлагал выше. Просто красота: ничего лишнего, не придраться. Хоть убей, не нравится мне твой пример: попахивает он. Я бы так не придирался, но твои статьи для многих являются отправной точкой в мир SOLID...

    ОтветитьУдалить
  7. @Idsa
    Описание Игоря Тамощука - это мой второй пример. Но для меня было важно показать и первый случай, т.к. он довольно часто выявляется в коде.

    К тому же у меня есть ссылки на первоисточники - статьи Роберта Мартина. Ты можешь найти ссылки на их в конце каждой моей статьи про SOLID.

    ОтветитьУдалить
  8. Refuse bequest можно "рефаторить", как Replase inheritance with delegation. Рассмотрено у Даниэля Арсеновски в Рефаторинге.

    ОтветитьУдалить
  9. По второму примеру не понятно: Если описание интерфейса IsSuitable таки изменится, все равно придется менять все классы которые его реализовали.

    ОтветитьУдалить
  10. @Max

    > Refuse bequest можно "рефаторить", как Replase inheritance with delegation.

    Хороший вариант, спасибо.

    > Если описание интерфейса IsSuitable таки изменится, все равно придется менять все классы которые его реализовали.

    Да, классы менять в любом случае надо будет. Но только те, которые на самом деле должны использовать все методы интерфейса.

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте.
    Вот тут опечатка:"В данном случае проблема заключается в том, что клиентом первой функции является класс хранилища, а второй – консольное приложение:"

    Первой (IsSuitable) - консольное, второй  (IsFieldChanged) - хранилище

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, поправил.

    ОтветитьУдалить
  13. Если обратить внимание на документик в ссылках "Роберт Мартин: The Interface Segregation Principle", то автор использует аналогичный подход. Но в последнем абзаце он указывает, что такое решение идёт в расход с LSP. 

    ОтветитьУдалить
  14. Хотя стоп: это ж не метод интерфейса класса, это же защищённый шаблонный метод - при чём тут LSP =)

    ОтветитьУдалить
  15. Не думаю, что EntityAuditor должен вообще иметь метод UpdateDuplicates... Если уж такой метод и нужен, то только для личного использования (инкапсулировать этот метод в, реализующем интерфейс EntityAuditor, классе), что, как по-мне, может нарушить SRP и OCP. Может быть лучше вообще создать отдельный интерфейс DuplicatesUpdater?

    ОтветитьУдалить
  16. Игорь, в данный момент я бы создал два интерфейса под оба метода. Есть хорошая презентация от Udi Dahan на эту тему http://www.infoq.com/presentations/Making-Roles-Explicit-Udi-Dahan

    ОтветитьУдалить
  17. Согласен, хочется узнать мнение об этом методе, поскольку в нем я также вижу решение, но и откровенные серьезные недостатки. Сейчас я решаю эту задачу именно так, поскольку в языках, на которых сейчас работаю, нет механизма virtual в принципе, но...

    ОтветитьУдалить

Моя книга «Антихрупкость в IT»

Как достигать результатов в IT-проектах в условиях неопределённости. Подробнее...