Для того, чтобы стратегия получилась рабочая, нужно точно понимать роль Субъекта в общей схеме срабатывания. Субъект в Карте гипотез обладает самодвижением. Это значит, что его нельзя как объект напрямую толкнуть в нужную нам сторону. Например, клиентам нельзя приказать покупать у нас больше продукции, потенциальному жениху нельзя приказать сделать предложение и менеджеру по продажам нельзя приказать продавать в два раза больше.
При этом хочется, чтобы клиенты покупали больше, женихи делали предложение, а менеджеры продавали в два раза больше. Получается, что у вас есть свои цели и для их достижения нужно понять как действовать. Ответом на этот вопрос и будет создание стратегии достижения цели.
Давайте разберем схему, которая позволит вам создавать работающие стратегии, а потом посмотрим как это работает на простом житейском примере с курицами.
Траектория субъекта
Логика создания стратегии с помощью Карты гипотез начинается с понимания того, что если субъект не трогать, то он будет перемещаться по естественной для него траектории:
Такое положение дел нас не устраивает, потому что мы хотим достигнуть определенных целей. Если мы занимаемся управлением, то хотим изменить естественную траекторию субъекта на другую, ценную для себя:
Как было сказано ранее, субъект на то и субъект, что по управляемой нами траектории он самовольно идти не собирается, а, возможно, даже будет сопротивляться. Поэтому нам нужно придумать такую гипотезу (стратагему), с помощью которой мы воздействуем на субъекта таким образом, что он начнет двигаться в нужную нам сторону:
Гипотеза в Карте гипотез состоит из трех частей: если, то и потому что. Каждая часть связана с другими частями карты:
Нас в данный момент интересует только нижняя стрелочка, которая соединяет потому что и мотивацию субъекта. Чтобы гипотеза сработала, нужно знать мотивацию субъекта, тогда появляется шанс придумать управляемый механизм изменения траектории:
Эту схему нужно читать справа налево:
- В гипотезе описывается механизм срабатывания, с помощью которого мы надеемся (стратегическая ставка) убрать субъект с естественной траектории и перевести его на управляемую траекторию для достижения нами поставленной цели.
- Используя мотивацию субъекта, мы создаем управляемый механизм воздействия внутри самого субъекта, опираясь на мотивацию как на рычаг. То есть воздействуем на него не напрямую, а в обход.
Пример с курицами
Разберем создание стратегии, основанной на мотивации субъекта, на простом житейском примере. Представьте, что вы живете на даче и ваша соседка завела куриц для того, чтобы есть свежие яйца и продавать излишки. Эти курицы не ограничиваются участком соседка, а бегают по вашему огороду и вытаптывают растения на грядках. Ругаться с ней не хочется, чтобы не испортить отношения, но и терять свои посадки не хочется.
Очевидно, что у нас есть цель и при этом невозможно достигнуть эту цель прямым воздействием на соседку. Значит нужна стратегия, где соседка будет субъектом. Нарисуем схему для этой ситуации:
Осталось подобрать возможные гипотезы, которые бы воздействовали на субъект и меняли его траекторию в нужную нам сторону.
Например, можно попробовать ругаться с соседкой, но это будет противоречить балансирующей метрике и мотивации субъекта:
Посмотрите на изящное решение, которое учитывает все параметры:
Механизм срабатывания этой гипотезы, описан в потому что и основан на мотивации субъекта – соседка не захочет терять яйца, а значит сама сделает всё возможное, чтобы ее курицы не появлялись в вашем огороде.
Список задач для реализации гипотезы становится очевиден:
Вот так вы побеждаете в этой борьбе с соседкой с помощью выхода на уровень стратегии и визуализации стратегического плана с помощью Карты гипотез.
«Я» в субъекте
Если вы делаете личную стратегию, то в субъекте можете появится вы сами. Получается ситуация, когда вам нужно совершить управленческое действия над самим собой.
Например, вы хотите быть здоровым и решили принимать витамины. Но вы жутко заняты и немного рассеяны, поэтому никак не можете себя организовать. Тогда вы можете решить сами себя подтолкнуть в нужную сторону за счет гипотезы:
С одной стороны, вы сами придумали хитрость, с другой – она начнет на вас действовать так, как будто вы о ней ничего не знаете.
Если вы решите нарисовать личную стратегию, то обязательно загляните в раздел базы знаний на эту тему, чтобы не сделать критических ошибок.
Типовые ошибки
В случае, когда вы неточно описали мотивацию субъекта и неверно связали гипотезу с субъектом, могут возникать типовые ошибки:
- Мотивация не субъекта
- Не корневая мотивация
- Потому что не о субъекте
Все типовые ошибки описаны в базе знаний, рекомендую изучить до того, как вы приступите к созданию Карты гипотез.
Надеюсь, что выход на уровень стратегии с помощью визуализации, добавит вам очков в управленческой борьбе. Успехов в практике!
Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:
- Книга о Карте гипотез
- Телеграм-канал
- Обучение и сертификация
- База знаний о методе
Комментариев нет:
Отправить комментарий