Как быстро добраться до истинных целей?

30 августа 2024 г.

Вчера прошёл первый день тренинга на Фасилататора Карты гипотез. Каждый каждому помогал описывать карты. Мы довольно много времени потратили на цели и заметили, что долго идем до корневых целей. Участники тренинга спросили у меня, какими практиками я пользуюсь, чтобы быстрее понять, что является истинной целью, а что ложной.

Я вспомнил про запись трех менторских сессий с конференции TechTrain, где мне нужно было очень быстро выяснить чего на самом деле хочет менти. Рефлексируя на эту запись, я могу выделить несколько моих приемов:

  1. Утрировать цель, чтобы понимать является ли эта цель самой важной.
    Например, человек хочет написать стратегию компании. Уточняем правильно ли мы поняли, что важно просто наличие стратегии, даже если она будет никчёмная и от нее ничего не поменяется. Он говорит нет, надо чтобы от нее стало лучше. Отлично, идем дальше и уточняем, что значит это «лучше», потому что там и есть настоящая цель.
  2. Отбрасывать часть, чтобы понимать, что важно, а что нет в цели.
    Например, человек хочет повышения зарплаты и преподавать на работе, для него это связанные вещи. Предлагаем ему только преподавать, а он сразу грустит и не хочет туда идти. Предлагаем много денег, но без преподавания, он сразу улыбается и говорит, что это то, что нужно. Значит дальше идем в зарабатывание. Кстати, тут важно, что мы считываем отношение к цели в том числе и по невербалике.
  3. Проверяем границы, чтобы понять как сильно человек хочет достигнуть цели.
    Например, кто-то хочет вырастить штат компании. Прелагаем ему хоть завтра нанять трех человек, а он не хочет и говорит, что это для него мало. Щупаем границу дальше, чтобы понять, что за цифра в его голове означает, что компания выросла.

Есть еще банальный вариант про пять «почему», но он при живом общении на стратсессии выглядит довольно сухо и неэмпатично. С другой стороны, если формат сессии благоволит, то можно и этот вариант использовать.

Зачем это вообще нужно делать? Очевидно, что стратегия будет полезна только для настоящих целей, в которые люди готовы вкладывать свои ресурсы. Для ложных целей тоже можно создать стратегию, но её участь заранее ясна – она ляжет пылиться на полку.

А какие у вас есть приемы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Моя книга «Антихрупкость в IT»

Как достигать результатов в IT-проектах в условиях неопределённости. Подробнее...