Видеоурок о Карте гипотез. Не гипотеза, а запрос на анализ

8 апреля 2024 г.

На обучениях по Карте гипотез и на стратсессиях, которые я провожу, участники с упорством, достойным лучшего применения, делают одну и ту же ошибку. Посмотрите на эту карту:

Какую проблему вы на ней видите и как бы вы предложили её исправить?

Я записал видео, где рассказал ответ на этот вопрос. Но перед публикацией видео, я предложил подписчикам канала о Карте гипотез поискать проблему самостоятельно и написать свои варианты в комментариях. Перейдите по ссылке и для начала почитайте, какое решение предложили практики этого метода.

Не гипотеза, а запрос на анализ

Гипотеза из примера не соответствует формату и требованиям:

Если <воздействие на субъект>,
то <изменение поведения субъекта>,
потому что <идея, описывающая, почему воздействие должно изменить поведение субъекта>

Нарушен буквально каждый пункт требований, потому что:

  • «Если изучить текущие боли и желания преподавателей» – это не воздействие на субъект, а только наше желание изучить, как можно было бы на него воздействовать.
  • «то мы сможем сделать им точные предложения по преподаванию доп. материалов, на которые они наверняка согласятся» – это не изменение поведения субъекта. Вместо этого описана задача, которую нам надо сделать.
  • «потому что мы будем отлично понимать их мотивацию» – это не идея, описывающая, почему воздействие должно изменить поведение субъекта, а надежда на то, что в будущем у нас такая идея появится.

Утрировано предложенную Карту гипотез можно записать вот так:

Или иначе: «Если сделать хорошо, то и будет хорошо». Пользы для бизнеса от такой Карты гипотез нет.

В базе знаний о Карте гипотез однозначно указано, чем метод является и чем не является:

Что делать, если вам попалась такая Карта гипотез? Вместо попытки заполнить гипотезу своими мечтами, нужно явно записать, что на данный момент вы не знаете, каким образом можно повлиять на субъект:

Благодаря этому участники стратсессии увидят, что на данный момент недостаточно знаний и данных для построения стратегии.

Что можно сделать, чтобы появились знания и данные, которые необходимы для написания полезной гипотезы:

  1. Привлечь экспертов в предметной области.
  2. Сделать бизнес-анализ.
  3. Погрузиться в жизнь, сделать CusDev.

В целом, нужно узнать, как устроен мир вокруг вашего бизнеса и как устроен сам ваш бизнес.

Если вернуться к нашему примеру, то нужно узнать чем живут преподаватели ВУЗов, какие у них боли и желания. После этого исследования можно возвращаться к созданию Карты гипотез. У нас появится материал для формулировки гипотез, которые влияют на субъекты, и могут привести нас к желаемой цели.

Видеоурок

Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему. В видео подробно показана суть проблемы и решение:

Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:

  1. Книга о Карте гипотез
  2. Телеграм-канал
  3. Обучение и сертификация
  4. База знаний о методе

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Моя книга «Антихрупкость в IT»

Как достигать результатов в IT-проектах в условиях неопределённости. Подробнее...