На обучениях по Карте гипотез и на стратсессиях, которые я провожу, участники с упорством, достойным лучшего применения, делают одну и ту же ошибку. Посмотрите на эту карту:
Какую проблему вы на ней видите и как бы вы предложили её исправить?
Я записал видео, где рассказал ответ на этот вопрос. Но перед публикацией видео, я предложил подписчикам канала о Карте гипотез поискать проблему самостоятельно и написать свои варианты в комментариях. Перейдите по ссылке и для начала почитайте, какое решение предложили практики этого метода.
Не гипотеза, а запрос на анализ
Гипотеза из примера не соответствует формату и требованиям:
Если <воздействие на субъект>, то <изменение поведения субъекта>, потому что <идея, описывающая, почему воздействие должно изменить поведение субъекта>
Нарушен буквально каждый пункт требований, потому что:
- «Если изучить текущие боли и желания преподавателей» – это не воздействие на субъект, а только наше желание изучить, как можно было бы на него воздействовать.
- «то мы сможем сделать им точные предложения по преподаванию доп. материалов, на которые они наверняка согласятся» – это не изменение поведения субъекта. Вместо этого описана задача, которую нам надо сделать.
- «потому что мы будем отлично понимать их мотивацию» – это не идея, описывающая, почему воздействие должно изменить поведение субъекта, а надежда на то, что в будущем у нас такая идея появится.
Утрировано предложенную Карту гипотез можно записать вот так:
Или иначе: «Если сделать хорошо, то и будет хорошо». Пользы для бизнеса от такой Карты гипотез нет.
В базе знаний о Карте гипотез однозначно указано, чем метод является и чем не является:
Что делать, если вам попалась такая Карта гипотез? Вместо попытки заполнить гипотезу своими мечтами, нужно явно записать, что на данный момент вы не знаете, каким образом можно повлиять на субъект:
Благодаря этому участники стратсессии увидят, что на данный момент недостаточно знаний и данных для построения стратегии.
Что можно сделать, чтобы появились знания и данные, которые необходимы для написания полезной гипотезы:
- Привлечь экспертов в предметной области.
- Сделать бизнес-анализ.
- Погрузиться в жизнь, сделать CusDev.
В целом, нужно узнать, как устроен мир вокруг вашего бизнеса и как устроен сам ваш бизнес.
Если вернуться к нашему примеру, то нужно узнать чем живут преподаватели ВУЗов, какие у них боли и желания. После этого исследования можно возвращаться к созданию Карты гипотез. У нас появится материал для формулировки гипотез, которые влияют на субъекты, и могут привести нас к желаемой цели.
Видеоурок
Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему. В видео подробно показана суть проблемы и решение:
Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:
- Книга о Карте гипотез
- Телеграм-канал
- Обучение и сертификация
- База знаний о методе
Комментариев нет:
Отправить комментарий