Видеоурок о Карте гипотез. Приоритизация

6 июня 2025 г.

Представьте, что вы проделали кропотливую работу и визуализировали стратегию компании или свою личную с помощью Карты гипотез.

Для того, чтобы начать по ней действовать, стратегию нужно приоритизировать, потому что с помощью расстановки приоритетов мы превращаем ее в план. Т.к. Карта гипотез – это технология создания стратегии, которая основана на визуализации, то логично, что расстановка приоритетов в ней сделана тоже визуальными средствами.

Давайте детально рассмотрим, какими средствами происходит приоритизация карты, какие есть нюансы, а в конце вы найдете видео на эту тему.

1. Схема приоритизации

В Карте гипотез используется три уровня приоритетов:

  • Высокий – цвет #f24725
  • Средний – цвет #fef444
  • Низкий – цвет #8fd14f

Для обозначения приоритета к верхнему левому углу элемента карты добавляется один из ярлыков:

Приоритет можно добавлять всем элементам карты. Вот пример того, как может выглядеть карта с приоритетами:

Визуализация приоритетов усиливается цветом и толщиной стрелок. Цвет стрелки совпадает с цветом приоритета, а толщина тем больше, чем выше приоритет элемента:

Глядя на эту карту можно сказать, что самым приоритетным является Субъект2, это значит, что он очень сильно влияет на цель. При этом к нему идет довольно слабая Гипотеза2, т.е. она не сильно повлияет на изменение его поведения.

Если вы еще не знакомы с Картой гипотез, то изучить значения элементов можно в открытой базе знаний.

1.1. Как выбрать приоритет?

Приоритет элемента всегда ставится относительно его соседа слева:

  • Приоритет субъекта выбирается, исходя из его влияния на цель.
    Если вы продаете продукт и в одном субъекте 90% покупателей, а в другом 10% покупателей, то у первого субъекта будет, скорее всего, высокий приоритет, а у второго ниже.
  • Приоритет гипотезы выбирается, исходя из влияния на субъект и цель. Для того, чтобы понять приоритет, в гипотезе в «то» мы пишем, как должно измениться поведение субъекта и метрики после реализации гипотезы, а в «потому что» ссылаемся на мотивацию субъекта. Таким образом, чем сильнее гипотеза влияет на достижение цели и чем больше она влияет на мотивацию субъекта, тем выше у нее будет приоритет.

Во время стратсессии выбор приоритетов обычно делается через голосование. Детали того, как проходит голосование, зависят от устройства компании: в каких-то компаниях всё решает голос директора, в каких-то голоса участников равноправны, где-то приоритет ставит эксперт или стратег. Желательно заранее договориться, как вы будете выбирать приоритеты на карте.

1.2. Стоимость

У гипотез есть дополнительное обозначение, которое показывает стоимость их реализации. В этом случае используются те же самые ярлыки, но ставятся они слева снизу, чтобы как бы «тянуть» гипотезу вниз:

Чем краснее стоимость, тем дороже гипотеза в реализации. Обычно вырабатывается привычка искать на карте гипотезы красные сверху (сильно влияние) и зеленые снизу (низкая стоимость). Это так называемые «низко висящие фрукты», которые с минимальными затратами максимально приблизят вас к цели. Соответственно, самые нежелательные гипотезы – зелено-красные, потому что они слабо влияют на цель и субъект, но при этом дорого стоят.

Давай посмотрим на примере:

Здесь очевидно, что сначала в работу нужно брать Гипотезу1, потому что она сильно влияет на цель и мало стоит. А вот Гипотеза3 скорее всего никогда не возьмут в работу из-за низкой степени влияния и высокой стоимости.

Благодаря приоритету и стоимости можно распределеить ресурсы на реализацию стратегии, составить дорожную карту или календарный план работ.

1.3. Топологии и приоритизация

В Карте гипотез есть топологии, которые добавляют уровни элементов, например, при выносе метрик из цели или мотивации субъекта:


Для этих элементов действует та же логика:

  1. У метрики и мотивации обозначается сила влияния одним из трех ярлыков.
  2. Сила влияния считается относительно левого элемента, то есть влияние метрики на цель и влияние мотивации на субъект.

Вот так это может выглядеть:

Здесь видно, что очень важной для достижения цели является Метрика2, поэтому она обозначена красной цифрой 1 и от нее идет толстая красная стрелка к цели.

Если посмотреть дальше по карте, то увидим, что на субъект сильнее всего влияет Мотивация1, то есть у него есть какая-то боль или желание, которое для него первостепенно, а значит нам стоит поработать именно к этой ветке расписать гипотезы.

1.4. Оценка стратегии

Преимуществом визуализации приоритетов является простой способ оценки завершенности карты.

Обратите внимание, что на предыдущей карте самая приоритетная Метрика2 «висит в воздухе», т.е. к ней нет цепочек из субъектов и гипотез. Это значит, что стратегия не завершена, потому что для важной метрики нет ответа на вопрос «как мы собираемся ее достигать?».

Давайте рассмотрим другой пример:

Не надо вдаваться в детали того, что будет написано внутри элементов. Даже без содержания уже видно, к приоритетной метрики идет слабая цепочка из субъекта и гипотезы. Это значит, что нам не хватает еще субъектов и гипотез для того, чтобы эту метрику достигнуть. Что в свою очередь означает, что нужно продолжать стратегировать.

2. Фасилитация стратсессии

Когда вы проводите стратсессию с Картой гипотез, то с помощью приоритетов делается несколько приемов:

1. ЭКГ по «красному пути». Суть в том, чтобы рисовать карту только по самым приоритетным узлам:

  • обозначили цель,
  • вынесли метрики,
  • приоритизировали,
  • субъекты рисуете только для приоритетной метрики,
  • приоритизируете субъекты,
  • мотивацию подробно расписываете и выносите на отдельный уровень только для самого приоритетного субъекта,
  • приоритизируете мотивацию,
  • гипотезы пишите только для самой приоритетной мотивации.

В итоге, у вас получается такая схема:

Цель у данного приема – максимально быстро увидеть самый «красный», т.е. самый приоритетный, путь для достижения цели. Подробности можно прочититать в этой статье.

2. Фокусировка через приоритет. Во время стратсессии у вас и ваших коллег будет возникать много разных идей. Бывает ситуация, когда участник «прокладывает» путь до цели, который вряд ли сильно на нее повлияет. При этом он может всё подробно объяснять, описывать в деталях мотивацию субъекта и расписывать гипотезу, раскладывать гипотезу на задачи.

Если вы фасилитируете такую стратсессию и заметили, что никто, кроме автора, не верит строящуюся цепочку, можно предложить сразу расставить приоритеты для этой цепочки. Если окажется, что цепочка «зеленая», то нужно поблагодарить автора за идеи и предложить пока остановить детализацию цепочки из-за ее низкого приоритета. После чего переключиться на дальнейшее составление карты.

Обратите внимание, что вы не должны обесценивать труд автора этой цепочки. Нужно подчеркнуть, что его субъекты и гипотезы остаются на карте, но на данный момент не приоритетны. Если в будущем ситуация поменяется, то их обязательно детализируют и возьмут в работу.

3. Нюансы

При рисовании приоритетов на карте есть несколько нюансов, которые нужно обязательно учесть.

1. Аккуратность позиционирования. Желательно ставить ярлыки приоритетов и стоимости ровно по левому краю элемента по верхней или нижней его границе:

В этом случае карта выглядит аккуратно и легче считывается.

Если ярлыки ставить абы как, то на карте возникает ненужна мельтешение, что затрудняет считывание стратегии:

Может показаться, что это неважно, но учтите, что во время стратсессии, когда мозг кипит. Поэтому нецелесообразно тратить даже немного лишнего мозготоплива на упорядочивание в голове ярлыков.

2. Обязательно ставьте цифру и меняйте толщину стрелок. Может показаться, что раз есть цвета, то их достаточно для того, чтобы обозначить приоритеты. Я замечаю, что цифру в ярлыке не ставят и толщину стрелки не меняют.

Учтите, пожалуйста, что дальтонизмом страдает примерно 1 из 12 мужчин (8%) и 1 из 200 женщин (0,5%) во всем мире. Эти людям будет крайне считать приоритеты без цифр в ярлыках и разной толщины стрелок.

4. Видеоурок

Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему:

Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:

  1. Книга о Карте гипотез
  2. Телеграм-канал
  3. Обучение и сертификация
  4. База знаний о методе

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Моя книга «Антихрупкость в IT»

Как достигать результатов в IT-проектах в условиях неопределённости. Подробнее...