Видеоурок о Карте гипотез. Метрика не связана с целью

24 января 2025 г.

Во время создания личной стратегии с помощью Карты гипотез была сформулирована следующая цель:

Как вы считаете есть ли на этой карте ошибка? Если да, то какая и как её исправить?

Я записал видео, где дал ответ на эти вопросы. Но перед публикацией видео, я предложил подписчикам канала о Карте гипотез поискать проблему самостоятельно и написать свои варианты в комментариях. Перейдите по ссылке и для начала почитайте, какое решение предложили практики этого метода.

Метрика не связана с целью

Давайте разбирать, что написано в цели. Человек хочет, чтобы активный и пассивный доход сравнялись. Вполне интересная цель для личной стратегии: сколько ты зарабатываешь на работе, столько же тебе приходит на счет с других источников, не требующих твоей работы. Мечта!

В балансирующей метрике записано, что активный доход не должен уменьшится. Эту метрику записали, чтобы цель была достигнута через увеличение пассивного дохода, а не через уменьшение активного. Здесь тоже всё верно.

Теперь обратим внимание на метрику:

Подписчиков в телеграм-канале 5 млн (сейчас 10 тыс., Х500)

По формату Карты гипотез метрики должны показывать приближаемся ли мы к цели. В данном случае в метрике нет ничего про увеличение пассивного дохода. Автор этой метрики как будто перепрыгнул несколько логических связок и сразу написал, что 5 млн подписчиков дадут ему нужный результат. Такую метрику нельзя оставлять в зеленой карточке, это ошибка, которая приведет к созданию неверной стратегии.

Такая ошибка возникает довольно часто. Она связана с тем, что в метрику записывается гипотеза. Почему и как это происходит? Ход мыслей заказчика стратегии в данном случае следующий:

  1. Мне нужно увеличить пассивный доход.
  2. Если у меня будет популярный канал в Телеграм, то я буду получать контракты на рекламу, потому что рекламодатели захотят использовать мой трафик для продажи своих товаров.
  3. Сколько примерно надо подписчиков, чтобы я получал от рекламы столько же, сколько мне сейчас платят на работе?
  4. (провел исследование...)
  5. В идеале, мне надо 5 млн подписчиков, тогда активный и пассивный доходы сравняются.
  6. Значит записываем в метрики, что мне нужно 5 млн подписчиков.

Примерно такая цепочка рассуждений возникает у людей в голове при описании метрик к цели.

Что делать, если вы столкнулись с этой типовой ошибкой во время стратсессии? Давайте рассмотрим алгоритм исправления.

Алгоритм исправления

Этот алгоритм используется Фасилитаторами Карты гипотез и работает гарантировано.

1. «Расшифровать» метрику в гипотезе

Первое, что вы должны сделать как фасилитатор, это проговорить всю логику появления ошибочной метрики в зеленой карточке. Внутренний диалог заказчика, который я описал выше, нужно сделать явным.

После этого нужно «расшифровать» метрику в гипотезе. Для этого убираем метрику из зеленой карточки:

Записываем гипотезу, которая стояла за появлением метрики:

В этой гипотезе пока неясно, сколько нам должны принести контракты с рекламодетелями, потому что у нас еще нет настоящей метрики. Давайте это исправим.

2. Находим правильную метрику

Чтобы нам понять, что активный и пассивный доходы сравнялись, нужно узнать конкретные цифры дохода. Давайте их опишем:

Стало понятно, что текущий доход, который мы получаем в виде зарплаты, равен ₽500 тыс. Текущий пассивный доход – ₽50 тыс, значит его надо увеличить в 10 раз. Теперь цель и метрика соответствуют друг другу.

По формату Карты гипотез «то» должно явно влиять на метрику. Предположим, что одной этой гипотезой, человек решил полностью достигнуть нужной метрики:

Мы исправили ошибочную метрику, описав ее в формате гипотезы. Кроме этого, нашли правильную метрику. На этом уже можно остановиться, но бывает, что нужно сделать еще один шаг.

3. Строим нижележащую карту

Возможно, заказчик хотел сделать стратегию именно о раскрутке своего канала. А мы упорядочили его мысли, показали настоящую цепочку, но не разложили детально стратегию роста числа подписчиков. Это может его огорчить, потому что, кроме идеи с каналом, у него нет вариантов как повысить свой пассивный доход.

Давайте дорисуем стратегию целиком, создав многоуровневую карту:

Мы сохранили изначальную метрику и теперь она находится в правильном месте стратегии.

Как результат, у заказчика стратегии выстраивается стройная картина, где цели и метрики, а также стратегия их достижения, находятся на своих местах:

Напомню, что раскрутка цепочки началась с обнаружения несоответствия цели и метрики. Рассуждая так, как написано в статье, вы сможете избежать типовой ошибки и раскроете истинную стратегию человека.

Видеоурок

Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему. В видео подробно показана суть проблемы и решение:

Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:

  1. Книга о Карте гипотез
  2. Телеграм-канал
  3. Обучение и сертификация
  4. База знаний о методе

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Моя книга «Антихрупкость в IT»

Как достигать результатов в IT-проектах в условиях неопределённости. Подробнее...