Люди любят думать готовыми решениями и не любят напрягаться ради формулирования смыслов. В связи с этим при создании Карты гипотез раз за разом совершается одна и та же ошибка.
Посмотрите на эту карту:
Какую проблему вы на ней видите и как бы вы предложили её исправить? Я записал видео, где рассказал ответ на этот вопрос. Но перед публикацией видео, я предложил подписчикам канала о Карте гипотез порассуждать на эту тему и написать свои варианты в комментариях. Перейдите по ссылке и для начала почитайте, какое решение предложили практики этого метода.
Преждевременная концептуализация
Опытный фасилитатор, который много раз вёл стратсессию с помощью Карты гипотез, сразу распознает проблему и не даст ошибочной гипотезе пойти в работу. Он обратит внимание участников сессии на проблему и попросит переписать этот вариант:
Для того чтобы понять суть проблемы, давайте рассмотрим вариант гипотезы, который я приводил в книге:
Если сфокусировать солнечные лучи на легковоспламеняемом материале,
то этот материал загорится,
потому что сфокусированные солнечные лучи нагревают поверхность до температуры возгорания.
Если мы напишем не «легковоспламеняемый материал», а «бумага», то гипотеза останется верной, потому что бумагу можно поджечь с помощью фокусировки солнечных лучей. Проблема в том, что не только бумага загорается от этих действий, но и картон, дерево, листья и так далее.
Если же в гипотезе написать сразу «бумага», то это преждевременное решение будет гипнотически действовать на тех, кто участвует в стратсессии и на тех, кто будет работать с этой гипотезой в качестве исполнителей. Решение «Бумага» будет как якорь цепляться за мышление и людям будет очень тяжело подумать, что есть ещё и другие материалы, которые загораются от солнечных лучей.
Аналогичная ситуация с примером про оптовиков. В нём в гипотезе поспешно написали, что будут решать проблему клиентов добавлением кнопки. Если такую формулировку оставить и начать работать с этой гипотезой как есть, то будет очень сложно придумать другие, возможно, более подходящие решения проблемы оптовиков.
Как и в случае с «бумагой», нужно переписать гипотезу на более общую формулировку:
Обратите внимание, что после обобщения первой части гипотезы, задача с созданием кнопки переехала на уровень задач. А главный бонус от того, что «кнопка» нас больше не якорит, заключается в том, что нам пришло в голову ещё две задачи, с помощью которых можно реализовать идею:
- Интеграция со всеми поставщиками для постоянной актуализации информации о товарах в режиме реального времени.
- Автоподбор по заданным критериям с рассылкой актуальной информации на почту.
- ...
Таких задач теперь можно придумать много и разных. Вовлечь в это людей из разных департаментов, например, использовать опыт маркетологов для реализации гипотезы. Если бы мы оставили «кнопку» в гипотезе, то было бы чрезвычайно сложно абстрагироваться и придумать какие-то задачи, кроме добавления кнопки.
Когда вы будете писать гипотезы, не забывайте, что необходимо, чтобы гипотеза заранее не сужала пространство вариантов, то есть не содержала преждевременных решений.
Видеоурок
Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему. В видео подробно показана суть проблемы и решения:
Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:
- Книга о Карте гипотез
- Телеграм-канал
- Обучение и сертификация
- База знаний о методе
Комментариев нет:
Отправить комментарий