Начнем с разбора стратегии, которую делала консалтинговая компания с помощью Карты гипотез. По карте видно, что они хотят увеличить оборот в направлении логистики. На стратсессии начали рисовать стратегию и в качестве субъекта определили одного из своих крупных заказчиков:
Какую вы видите проблему на этой карте и как бы вы предложили её исправить?
Я записал видео, где дал ответ на эти вопросы. Но перед публикацией видео, я предложил подписчикам канала о Карте гипотез поискать проблему самостоятельно и написать свои варианты в комментариях. Перейдите по ссылке и прочитайте, какое решение предложили практики метода.
Важность мотивации субъекта
Прежде, чем мы разберем ошибку в предложенной Карте гипотез, давайте вспомним, почему нам важно точно определить мотивацию субъекта? В статье Траектория субъекта и борьба с курицами была использована такая схема:
Эту схему нужно читать справа налево:
- В гипотезе описывается механизм срабатывания, с помощью которого мы надеемся (стратегическая ставка) убрать субъект с естественной траектории и перевести его на управляемую траекторию для достижения нами поставленной цели.
- Используя мотивацию субъекта, мы создаем управляемый механизм воздействия внутри самого субъекта, опираясь на мотивацию как на рычаг. То есть воздействуем на него не напрямую, а в обход.
Отсюда видно, что при создании стратегии ошибка в мотивации субъекта, сделает всю дальнейшую разработку стратагем вялой и неэффективной.
Корневая мотивация
Раз мотивация так важна, то с ней нужно работать не поверхностно, а копать глубоко. Расскажу на примере, как эта работа происходит на стратсессиях.
У меня был случай из жизни как раз на эту тему. Мы рисовали стратегию проектного офиса большого телекома. В целях было указано, что проекты должны точнее попадать в срок. В субъектах был руководитель проекта и посмотрите, как была сформулирована его мотивация:
В этот момент я начал задавать вопросы, потому что мне показалось, что мотивация субъекта не до конца раскрыта. Диалог был примерно такой:
– Ну и что, что проекты не попадают в срок? Почему для руководителя проекта это важно?
– Потому что он отвечает за сроки.
– Ну и что, что отвечает за сроки? Пусть они будут нарушены, ему то что?
– Если проект выходит за срок, то ему не дают премию.
– Вот! Давайте это и запишем в его мотивацию.
После обсуждения мотивацию руководителя проекта написали более точно, я бы сказал, что мы докопались до корня его мотивации:
Нам нужно построить стратегию достижения цели. Эта стратегия строится на основании мотивации субъекта. Если мы описываем в оранжевой карточке поверхностную мотивацию, то и гипотеза будет довольно поверхностная, то есть на субъект никак не повлияет.
Отсюда следует, что очень важно докапываться до корня мотивации субъекта. Никогда не оставляйте не корневую мотивацию в Карте гипотез, иначе стратегия получится вялая.
Пять «ну и что?»
Со временем у фасилитаторов Карты гипотез выработался приём, который Алексей Пименов метко назвал Пять «ну и что?». Суть его заключается в том, что во время создания стратегии фасилитатор провоцирует участников доказывать ему, что мотивация субъекта верная.
Сам фасилитатор находится за рамками процесса создания стратегии и не является экспертом:
Это значит, что у него есть возможность безопасно зайти в роль «незнайки» и пошатать ситуацию с помощью провокационных вопросов «Ну и что?».
Давайте вернемся к примеру про консалтинговую компанию и посмотрим, как бы фасилитатор Карты гипотез разбирал мотивацию субъекта:
После этого обсуждения в Карту гипотез нужно внести изменения в мотивацию субъекта. Укажем корневую мотивацию, которую удалось выяснить в диалоге выше:
В таком варианте есть шанс создать эффективную гипотезу, которая в разделе «потому что» будет опираться на настоящую мотивацию, а не поверхностную.
Когда остановиться?
Возникает вопрос, до какой степени нужно копать в корень? Ведь можно докопаться до того, что жизнь бесцельна, кошка рожает и всё тлен.
В данном случае нас интересует мотивация субъекта, которую можно использовать как рычаг для достижения нами целей.
Видеоурок
Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему. В видео подробно показана суть проблемы и решение:
Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:
- Книга о Карте гипотез
- Телеграм-канал
- Обучение и сертификация
- База знаний о методе
Комментариев нет:
Отправить комментарий